Елена B (elena_masque) wrote,
Елена B
elena_masque

Categories:

"Души готической рассудочная пропасть..."








Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня
Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Осип Мандельштам

Собор Святого Витта, пронзая островерхими шпилями голубой купол неба, словно каменная глыба, возвышается над Пражским градом и доминирует в панораме города.  Это такая громада, которую невозможно сфотографировать целиком, как ни садись, ни ложись, ни складывайся в три погибели с фотоаппаратом в руке.

Барельеф отражает событие эпохи Карла IV ( 14 век), когда он задумал возвести над Прагой Собор Святого Витта.

Первым главным архитектором собора стал Матиас Аррасский - наследник традиций французской готики.



После его внезапной смерти поиски преемника ведутся несколько лет, и наконец, это место занимает 23-летний Пьер Парлер. Считалось, что его имя, созвучное с французским pierre parlante (говорящий камень) было дано ему свыше вместе с гениальностью и неординарным предназначением.

Главный вход в собор.



Центральная розетка. B ee медальоне - Феникс, сгорающий в огне - символ жертвы во имя духовного возрождения.



Золотые ворота (мозаика выполнена мастерами итальянской школы).

Строительство собора длилось на протяжении долгих шести веков, и каждая школа и эпоха, как в зеркале, отражена в его архитектурных элементах.  Главная башня завершена в стиле изящного барокко.

Золотая решетка и часы установлены в 16 веке по указанию императора Рудольфа II.



В причудливых каменных лабиринтах и переплетениях наружного убранства таинственным образом уживаются  барельефы, скульптуры, символы.





По многоярусному периметру собора нависают химеры - как стражи, охраняющие его гармонию и покой.

Внутри собора невольно попадаешь под гипноз магии света и камня.



Центральная часть отведена Святому Вацлаву - покровителю чешской земли.


То здесь, то там сверху вниз на визитеров взирают обитатели собора - библейские святые





и таинственные, мистические существа.



Собор знаменит витражами, автором которых  был "гений колеблющейся линии" -  Альфонс Муха.






Tags: Чехия, поэзия, религиозные памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments