Елена B (elena_masque) wrote,
Елена B
elena_masque


Первый роман Марины Степновой, который я прочла - "Хирург". Главный герой, знаменитый пластический хирург Храпунов, волей судьбы вынырнул из занюханного провинциального городка в высший свет московской хирургии. Параллельно истории Храпунова развивается сюжетная линия из XI века, ee герой - Хасан ибн Саббах - реальное историческое лицо, который основал в Древней Персии секту убийц-ассасинов. B руках этого человека была сосредоточена неограниченная власть, во имя и от имени которой совершался террор, убийства, заговоры. Мне не очень удалось разпознать авторский замысел, каким образом эти персонажи перекликаются между собой, подумала, что скальпель в руках хирурга - его скипетр, символ власти над миром. Возможно...

Герой "Безбожного переулка" Огарёв - тоже врач, то ли терапевт, то ли педиатр, я так и не поняла, тоже гениальный и так же, как его предшественник Храпунов, вышел "из народа" не благодаря, а вопреки своему окружению. Один мой френд учуял в Огареве женский образ и еврейскую линию, есть такое дело, ну и что в этом особенного? - была бы, скажем, татаркой, писала бы о татарах. Я заподозрила, что автор из врачебной семьи, но не врач, и моя догадка подтвердилась. Почему такой вывод? По той простой причине, что медицинская тема звучит достоверно и прочувствованно, но сами врачи не склонны к мистификации и, тем более, обожествлению представителей своей профессии. Здесь же, что ни врач, а особенно хирург, то буквально демиург, и никак не меньше - это довольно часто встречающаяся точка зрения человека, как было упомянуто выше, находящегося рядом с медициной, но не имеющего взгляда изнутри.

Tретий роман - "Женщины Лазаря", и он тоже о гении, гениальном физике Лазаре Линдте. Кто-то находит в главном герое черты Ландау. Понятно без каких-либо ссылок и упоминаний, что автор читала и перечитывала мемуары Коры Ландау, потому, наверное, "Женщин Лазаря" я воспринимаю не как семейную сагу, а как типичный, хотя и качественный женский роман. Для меня, любительницы мемуаров и историй "от первого лица", лучшей книги о физиках, чем "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" Ричарда же Фейнмана, на сегодняшний день не существует.

Вернёмся к сегодняшнему сюжету. Что общего между тремя произведениями Марины Степновой? - Гениальность мужчин.

Что ещё? - Мелькающие, как стекляшки в калейдоскопе, женские персонажи, которые и есть лишь для того, чтобы создавать фон, на котором живёт и священнодействует главный герой. В Хирурге - Аня, безоглядно в влюблённая, интересует героя не больше, чем препарат в анатомичке. В Женщинах Лазаря -Маруся, Галина, Лидочка - понятно, на то они и женщины - одна любила по-матерински, другая ненавидела по-женски, третья любила образ, по-детски, но ни одну он так и не осчастливил. В Безбожном переулке Аня-Антошка, которую просто растоптали и выбросили из жизни, и Маля - девочка-мечта, девочка-сказка, банальный треугольник, кто в нём не побывал на той или иной стороне, пусть бросит в меня камень. При всём при том, Огарёв, понимает ли он что-то вообще? Bрач, способный по малейшим деталям, например, лёгкой сглаженности носогубной складки у случайно встреченного человека "нарисовать" диагноз, не сумел, более того, ничто в нём не торкнуло, разглядеть тяжёлое психическое заболевание у женщины, которая не один месяц и в разных обстоятельствах находилась с ним рядом.

Почему так получается, что все мужчины - гении, а женщины там или иным образом страдают в их тени: кто от неприкаянности, кто от бездетности, кто-то от болезни, кто от сиротства? Может, в них отразилась ее собственная, не очень удачная женская судьба - как знать? Но предполлагать такое есть все основания.

Что меня коробило? То, о чём я не раз упоминала в различных комментариях - мат: врачи так общаются между собой, коллеги-физики - тоже, мат просто по поводу обстоятельств жизни. Дело это, конечно, авторское, и я не в пансионах благородных девиц воспитана, но напечатанными эти слова видеть не могу. В "Безбожном переулке", спасибо, уже получше. Нормальный же авторский язык сочный, изобилующий эпитетами, гиперболами и прочими метафорами, время от времени отсылающий читателя то к классике, то к поэзии, то к всезнающему Гуглу. Это как послание к знакомым: ты помнишь такого-то? Или как анекдот, который нет необходимости рассказывать до конца, близким людям понятно уже на первой-второй фразе. И сразу читатель становится ближе.

И, наконец, короткое резюме: все три книги -  добротные, качественные, это литература, а не "читалка" от доморощенных авторов. Больше всего понравился мне "Безбожный переулок", большинству читателей, судя по отзывам, "Женщины Лазаря", "Хирург" для меня стал в некоторой степени познавательным, не более того. Hе могу сказать, что какая-то книга из перечисленных тронула душу до самой глубины, но уверена: читать Марину Степнову я обязательно буду.
Tags: что читаю
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments